Авторский метод интеграции через звучание

Работа со звучанием для восстановления целостного телесного самоощущения

В этой статье мы рассказываем о своей работе, в которой соединяем телесно-голосовой подход и системные расстановки. Подход, который родился в результате такого союза, мы назвали Voicing Fields, что можно перевести как "Звучащие поля", или "Поля, проявляющие себя через звучание". Мы - это вокальный терапевт Ольга Плистик и Любовь Колчанова - психолог, расстановщик.


НАСТРОЙКА НА СЕБЯ


Младенец звучит всем телом. Исследования показали, что голос младенца обладает максимальным пространственным проникновением - его можно услышать на расстоянии 7 километров! А почему? Потому что младенец звучит всем своим существом, у него есть важная ЗАДАЧА - нужно позвать маму, чтобы она прижала его к себе и накормила. Тело младенца интуитивно создает такое соотношение напряжения и расслабления внутри, что рождается целостный звук.



Тела взрослых звучат по-другому. Ко взрослому возрасту наше тело превращается в хранилище эмоциональных и телесных паттернов, накопленных за годы жизни в социуме. Звуку бывает трудно просочиться через это нагромождение форм. С этим связаны сложности звучания и телесные симптомы, которые есть у многих людей. И как ручеек, чье русло перекрыто, со временем зарастает и замедляется все больше, так и самовыражение человека, чья возможность звучать ограничена, становится всё беднее. Проще лишний раз промолчать, сдержать себя (это так привычно), не проявляться в полную силу. Появляется такое средне-удобное, социально приемлемое состояние: полу-смех, полу-плач, полу-голос, полу-жизнь. Вроде все нормально, но особой радости нет.

К той целостности, которая была в младенчестве, уже не вернуться. Да нам и не нужно. Достаточно того, что человек обретет возожность звучать, проявляться так, чтобы это совпадало с его внутренним самоощущением. Голос, как связующий элемент между телом, эмоциями, самоощущением и самовыражением, может быть проводником к удивительному чувству совпадения с самим собой.


Опыт нашей работы с использованием голоса и расстановок


Мы используем звучание голоса как "проход" к той зоне, где присутствует дисбаланс. Часто этот дисбаланс настолько привычен, что человеку трудно сформулировать конкретный запрос, "что-то не так, а что - я не пойму". Формулировки "от головы" тут не нужны, наш опыт показывает, что проход через голос быстро приводит нас к актуальным и значимым темам.
Работа начинается с выявления индивидуальной зоны ограничения - это невозможность звучать определенным образом, или телесный блок в каком-то месте (часто в горле, но не обязательно. На семинаре "Сободное звучание" мы разбираем все зоны возможных ограничений прохождения звука в теле, их происхождение и их смысл). Сначала мы пробуем этот блок озвучить, дать ему голос. Иногда возможно через звучание "раскачать" тело так, что существующий затор проскакивает, как пробка, выбиваемая из крана усилившимся напором воды. Результатом такой работы становится то, что мы назвали "целостное телесное самоощущение". Человек говорит: "Я наконец чувствую СЕБЯ, я живой, я дышу, мне легко двигаться и легко звучать. Будто тяжесть свалилась..." и т.п. Свободная энергия получила возможность двигаться в теле там, где до этого движение было затруднено, и это выражалось в закрепощении звука.


В некоторых случаях видно, что для успешной работы необходимо выйти в более широкий контекст. Тогда мы идем в какой-то из слоев звучания, где можно найти решение и ресурс. Например, на одном из наших семинаров мы работали с девушкой, у которой было ощущение трудной, тяжелой жизни, с невозможностью выплакать всю боль и горечь, которая есть внутри. Она очень хотела петь, но каждый раз, когда она позволяла себе звучать, на нее накатывали переживания невыносимой силы, и сильно пережимало горло. В ходе работы стало ясно, что эти чувства не относятся к ее реальным жизненным обстоятельствам, и мы пошли в родовой слой (через расстановку). Девушка смогла найти внутри себя согласие с тяжелой жизнью своих предков, она перестала брать на себя их переживания и пытаться страдать в своем теле за их судьбу.

Так в расстановке восстанавливается телесное самоощущение: человек фокусирует телесные переживания в настоящем времени, перестает отдавать свое тело в распоряжение потерявших актуальность реакций (например, "будь незаметным, не высовывайся") и системных (перенятых) чувств.

Голос - это проявление энергии жизни, которая течет внутри нас. Быть в контакте со своим голосом, своим звучанием - это огромное наслаждение, доступное нам каждый день, в любой момент жизни. Один из самых ценных подарков, которые мы можем сами себе сделать в жизни - это раскрыть свой собственный живой голос и получать удовольствие от его звучания, каким бы оно ни было - пусть это будет нежное воркование, тихий шепот, громкий крик, стон или песня. Дело не в красоте голоса, а в его свободе - каждый голос прекрасен, если он течет свободно, если он живой.