Авторский метод интеграции через звучание

Полнота звучания - полнота жизни

Когда речь заходит о голосе и звучании, наши ассоциации в основном касаются пения. На самом деле звучание - это гораздо более глубокое и разноплановое явление. Образно говоря, пение - это лишь вершина айсберга звучания. В этой статье мы рассматриваем различные аспекты звучания - мы обозначили их как слои звучания. Таких слоев мы выделяем четыре (вокальный, социальный, родовой, природный). Давайте пройдемся по ним сверху вниз, то есть начиная с наиболее культурно обусловленного верхнего и заканчивая самым нижним, базовым.


Слои звучания


Вокальный слой - это голос в смысле пения. Пение может быть профессиональным занятием, и тогда голос подготавливают и развивают специальным образом. Вне профессионального контекста человек поет (или хочет петь), когда какое-то состояние просится быть выраженным в звучании. То есть пение дает удовольствие и радость самовыражения, поэтому многие люди учаться петь (а также танцевать, рисовать и т.п.) просто для себя, "для души".


Социальный слой - звучание как инструмент коммуникации, общения с другими людьми и обозначения себя в пространстве социальных отношений. На этом уровне появляются оценки звучания, а также различные ограничительные указания: "У него красивый голос", "Ты смеешься слишком громко", "Не перебивай, когда другие говорят" и т.п.
Этот аспект звучания весьма разнообразен - здесь и коммуникативные звуки, которые появляются уже во младенчестве (например, смех и плач), и более поздно развивающийся уровень вербальной речи (интересно, что даже в случае осмысленной речи на восприятие собеседника значительно больше влияет звуковой компонент, чем смысловой - это доказано экспериментально).
В своей повседневной жизни современный человек пребывает в основном в этом слое - мы общаемся с другими людьми по разным поводам, на работе и дома, и это периодически бывает непросто. Дело в том, что сам принцип звучания в социальном слое предполагает ограничения. И если у человека нет подпитки с низлежащих уровней звучания, то эти ограничения могут перерасти в хронические трудности, например, сильное смущение при выступлении на публике, боль в горле в результате зажатости мышц, невозможность проявить какие-то эмоции в контакте, неумение говорить "нет" и тому подобное.




Системный, родовой слой звучания - это звучание как наследственное явление. Как мы звучим, зависит от того, в какой стране мы родились, в какой семье воспитывались, кто были наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки... и далее в глубь веков. Ощущаем мы это или нет - наша душа помнит, какие песни пели наши предки. Вся история звучания предыдущих поколений живет в глубине нашего тела, в генетической памяти. Какие звуки отзываются внутри, от чего хочется приплясывать, а от чего плакать - это всё "записано" в системном слое.
В системном слое можно встретиться как с ресурсами, так и с ограничениями. Например, с одной из участниц семинара "Свободное звучание" мы работали с блоком (ограничивающим паттерном), который, как оказалось, был связан с историей ее семьи, с ситуацией во времена репрессий, когда проявляться через звучание означало подвергнуть себя и свою жизнь опасности, став заметным.


Природный звук.
Самый глубокий слой звучания - это природный до-вокальный и до-речевой звук. Это часть нашей животной природы, возможность тела издавать самые разнообразные естественные звуки, такие как скрипы, шипение, рычание, мурчание, визги и сипы. Каждый, кто хоть однажды позволил себе перевоплотиться в трубящего слона, ядовитую змею, дикого вепря или разозленную львицу, непременно почувствовал огромную энергию и силу, скрытую в этом слое звучания.
Такого рода звучание обычно неприемлемо в социуме, потому что приводит нас в соприкосновение с дикими инстинктивными уровнями, далекими от цивилизованного поведения. Природные звуки оцениваются как "некрасивые", "неприличные", "дурацкие". Многие люди не позволяют себе издавать их даже наедине с собой. Желание звучать "красиво" часто вызвано потребностью в принятии и без отсутствия в звуке "корней" - питательных природных звуков - ведёт к созданию звуковой маски, то есть плоского, безжизненного звучания, которому не хватает модуляций и энергии.




Развитие звучания


Каждый низлежащий слой звучания влияет на верхние слои. В самом нижнем природном слое находится максимальная энергия и максимальное разнообразие. Ребенок приходит в этот мир, обладая всем возможным потенциалом звучания. Постепенно включается родовой слой и начинает формироваться социальный - ребенок учится говорить на языке своей семьи, и мир в лице родителей и других взрослых выставляет ограничения на звучание. Оказывается, что есть звуки "приличные" и "неприличные". Что можно звучать вовремя и невовремя. Что можно сказать "глупость". Появляется страх оценки со стороны: а как на меня посмотрят? а что обо мне подумают? а что мне за это будет?
И вот ребенок решает, что лучше вообще не проявляться, притихнуть, не дышать, не высказывать свое мнение, не иметь своего голоса. Вместе со спонтанностью звучания человек постепенно утрачивает живость и энергию, появляется привычка так жить - вполсилы, вползвука.


Представьте себе человека, про которого можно сказать - "он полон жизни". Такое впечатление непременно будет отражено в качестве звучания: этот человек способен естественно выражать свои эмоции, заразительно смеясь, громко гневаясь и искренне плача. Он охранил связь со своей глубинной природной энергией, не принес ее в жертву социальной ритуальности, давлению запретов и приличий.


Звук - это наша естественная глубинная потребность. С точки зрения биологии - это источник питания мозговых центров на верхнем "этаже" нашего тела, равно как двигательная активность на нижнем (ноги) и среднем (руки) "этажах". Полноценно мозг питается только в том случае, когда задействованы все три "этажа" поступления электрических импульсов. Гортань ближе всего расположена к мозгу территориально и число нервных окончаний и соединений там в десятки и сотни раз больше, чем в других местах.
Именно поэтому так важно не просто звучать, например разговаривая, а использовать максимальное пространство звукоизвлечения, активизируя природными звуками те участки гортани, которые в обычном режиме говорения просто "спят".


Наш опыт проведения семинаров "Свободное звучание" показывает, что исследование этих слоев и их интеграция (мы работаем методами аутентичного звучания, телесноориентированными методами и системными структурными методами) дает участникам ощущение обновления, полноты жизни, встречи с внутренними ресурсами.



Авторы: Колчанова Любовь, Плистик Ольга